МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 17» МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 17» $SITE_NAME"Школа № 17"$ - Профилактика экстремизма

Профилактика экстремизма

Закон ДНР "О противодействии Экстремистской деятельности" http://mincult.govdnr.ru/doc/zakon-dnr-o-protivodeystvii-ekstremistskoy-deyatelnosti

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

 

  • политический
  • национальный
  • религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Преступления экстремистской направленности.

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.

Проявления экстремистской деятельности

  • Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
  • Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

Рост экстремизма - серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.

Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде.

«Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру. Создал в 1988г. и возглавлял организацию уроженец Саудовской Аравии Усама Бен Ладан. Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Каида рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвовал в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов.

В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.

Всё это наша действительность... Но от нас зависит, сможем ли мы уберечь наших детей от влияний экстремизма и терроризма...

Экстремизм и экстремистские проявления в подростковой и молодежной среде

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную молодежь в своих политических интересах.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами по делам молодежи, является осуществление мероприятий по профилактике и противодействию радикализации молодежи и недопущение инспирирования экстремизма в молодежной среде.

Анализ имеющихся материалов свидетельствует о продолжающемся воздействии со стороны внешних и внутренних деструктивных сил на распространение радикальной идеологии в молодежной среде с целью дестабилизации общественно-политической обстановки в ПМР. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного протестного потенциала.

В течение последних лет активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов.

Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

В настоящее время активизировались неформальные молодежные «анти-фашистские» группы, объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, основная деятельность которых заключается в проведении силовых акций и пропагандистского воздействия в отношении скинхедов и организации массовых общественно-политических акций. Участники движения «антифа» являются сторонниками так называемых акций прямого действия, в которых применяют холодное и травматическое оружие, а также различные подручные средства. При этом зачастую члены движения «ан- тифа» нарушают действующее законодательство и создают конфликтные ситуации с сотрудниками правоохранительныхорганов.

Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций (далее - ИННО и МО) по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы

Агрессивность экстремизма в молодежной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде

Формулируя подходы к исследованию проблемы экстремизма в молодежной среде, следует, во-первых, учитывать социальный контекст, т.е. роль среды, социальных условий, определяющих формы экстремистского поведения. Во-вторых, следует исходить из специфики формирования и развития личности молодого человека. Именно во взаимосвязи внешних и внутренних факторов, их отражения на каждом из этапов развития личности (социализации), подчиненных жесткой закономерности, проявляется стремление к радикализму. При этом следует обратить внимание, как на общие, так и на специфические условия развития личности молодого человека в современныхусловиях.

Наиболее важной особенностью, отражающей специфику условий формирования молодого поколения новой России, является в основном негативный социально-экономический фон.

В динамике изменений положения молодежи и ее жизнедеятельности можно выделить следующие основные факторы.

Демографическая ситуация и состояние здоровья.

Продолжает снижаться общая численность молодого поколения. Резко ухудшаются показатели не только соматического, но и психического здоровья молодежи. Влияние негативных социально-экономических факторов, резкое ухудшение условий жизни, а также недостаточность услуг в области здравоохранения в регионах отрицательно сказываются на вступлении в брак, рождаемости, продолжительности жизни. Типичной для нынешнего поколения является городская молодежь, выросшая в «малодетной» и зачастую неполной семье, где старшее поколение не уделяет ей достаточного внимания. Именно поэтому можно ожидать не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.

Образование и воспитание.

На современном этапе развития российского общества реальными стали тенденции утраты равенства граждан в получении образовательных услуг из-за низкого уровня доходов значительной части населения. Вследствие недофинансирования материально-технической базы образования под вопрос поставлено качество подготовки специалистов разного уровня. Серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов. Сокращается база исследований в высшей школе при явно неоднозначной роли различных зарубежных фондов. Не прекращается отток кадров из образования и науки. В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Уже долгое время блокирован в системе образования институт воспитания. Внедрение западных параметров и схем в большинстве случаев не дает желаемых позитивных результатов, но разрушает действующую национальную систему образования, которая доказала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Социально-экономическое положение и стратификация.

В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Происходит уже не просто обеднение, а воспроизводство бедности и социального неблагополучия значительной части молодежи. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни - более половины работающей молодежи трудятся не по той специальности, которую приобрели в процессе обучения, либо вовсе не имеют профессии. Иными словами, воспроизводство молодежью профессионально-квалификационного потенциала входит в противоречие с его эффективным использованием. Резко падает ценность труда в структуре ценностных ориентаций молодежи.

Политическая активность и участие молодежи в управлении делами государства и общества.

При определенной неустойчивости политических ориентаций и установок молодых людей в различных регионах и их подверженности манипулированию молодежь в массе своей является политическим резервом, прежде всего, сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса, и способна отстаивать это направление политического развития. Но реальное участие молодежи в политических акциях невелико,однако в массовом варианте (на выборах) фрагментарно и импульсивно способно оказать решающее влияние на исход той или иной политической кампании. Основная тенденция - направленность молодежи на легальные формы выражения позиций, причем больше - на выборах и в значительно меньшей степени - в различных протестных акциях. Экстремистский потенциал в среде молодежи невысок, но имеет тенденцию к росту. В то же время политическая апатия значительной части молодежи есть форма ее дистанцирования от реальных обстоятельств политики, государства и его органов.

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубежденияродителей;
  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы идр.
  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;
  • Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
  • представления, установки подростков;
  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

 

Очевидно, что воспитание патриотических чувств - социальная потребность современного общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

Экстремизм в молодежной среде

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.


Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские акты же можно определить более точно, опираясь на два основных критерия. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Оба этих критерия подчеркивают, что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Несмотря на то, что отдельные экстремисты уже прославились на весь мир, экстремистские акты совершаются по большей части группировками.


В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, казалось бы, умных и образованных людей, которые являются той «искоркой,» из которой разгорается пламя экстремизма.


Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этноцентрических установок.

Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества.

С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:
1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;
2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей. А одинаковые ценности представляют различную степень важности. Это крайне важно не просто знать но и учитывать при общении.

3) никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

4) Общаясь с представителями других верований старайтесь понимать и уважать их точку зрения.

5) Помните, что каждая культура какой бы малой она не была, имеет что предложить миру, но нет такой культуры которая бы имела монополию на все аспекты.

6) Всегда помните, что ни какие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группы над другой.

Эти простые правила могут уберечь как отдельные личности так и группы от попадания в ситуацию конфликта.

Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит так называемый этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего о таких понятиях как национализм и терроризм.


Национализм как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную - обязанность продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. Тоесть национализм, как и этноцентризм – явление широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу – политическую, идеологическую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникальное явление требует особого пояснения:

Во-первых, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако, это определение как бы «обеляет» все действия основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или кокой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.

Во-вторых, причины национализма очень многолики и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций, этносов и нардов.

Следует отметить что национализм и патриотизм имеют одни корни – преданность и привязанность к своей социальной общности (этнической, национальной или какой-либо другой), но затем в зависимости от того как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях различают две систему социально-психологических установок, которые совершенно по разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями разных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почему же национализм и патриотизм имея одни те же истоки имеют такие разные последствия . Ученые отмечают, что для внутреннего мироощущения представителей и того и другого направления характерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствии между образом идеальной модели и реальной действительностью. В результате чего меняется внутренний мир и позиция личности . Националист выстраивает для себя внутреннюю схему « я – хороший, мир – плохой». Эта схема позволяет оправдывать любые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими конструктивными путями.

Для того что бы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации - с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат причиной которой стала социальная и политическая обделенность. В некоторых случаях видимая несправедливость, которая привела к зарождению экстремизма, восходит непосредственно к определенным историческим событиям. Другие формы экстремизма в основу своих действий кладут неспособность оказать значительное влияние на политические решения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.

Однако, с учетом того, насколько широко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, необходимо ввести дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность.

Чувство национального превосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций:

1) возникновение идеологии антагонизма, вызванное изначальным разделением «своя», «чужая» группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайне негативные, часто основанные на стереотипных представлениях черты.

2) идеология национальной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним.

3) видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность национальная гордость.