МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 17» МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 17» $SITE_NAME"Школа № 17"$ - Здоровое питание

Здоровое питание

Как известно, здоровое питание в детском и подростковом возрасте снижает риски как ближайших негативных последствий для здоровья, связанных с питанием (ожирение и зубной кариес), так и неинфекционных заболеваний на более поздних этапах жизни (сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак). Школьная среда открывает возможности для содействия здоровому питанию и формированию у детей привычек здорового питания, которые могут сохраняться в течение всей жизни и распространяться среди сообщества.

Однако у детей наблюдается ряд тревожных тенденций, которые способствуют формированию нездоровых привычек питания.

  • Так, проблемой для детей и юношества стало избыточное потребление легких закусок и пропуски завтрака. Когда дети выходят из дома без завтрака, это повышает уровень потребления закусок с высоким содержанием жира и сахара. В результате среди детей школьного возраста также отмечается снижение потребления фруктов и овощей.
  • Изменение семейной структуры и рост психологического влияния со стороны сверстников воздействуют на формирование привычек в отношении питания и на характер потребления пищевых продуктов. В детстве и подростковом возрасте групповое поведение становится нормой, что влияет на установки в отношении пищи и выбора продуктов. Содействие формированию здоровых привычек питания должно быть направлено против как избыточного, так и недостаточного потребления; основой этой работы должно быть развитие здоровых установок в отношении пищевых продуктов и благополучия.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Основные принципы здорового питания школьников

Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал, 14-17лет – 2600-3000ккал, если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки ; творог ; сыр ; рыба ; мясные продукты ; яйца .

Жиры. Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.  Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло ; растительное масло ; сметану .

Углеводы. Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника: хлеб или вафельный хлеб ; крупы ; картофель ;  мед ; сухофрукты ;  сахар .

Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А: морковь ; сладкий перец; зеленый лук; щавель; шпинат; зелень ; плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты-источники витамина С: зелень петрушки и укропа ; помидоры ; черная и красная смородина ; красный болгарский перец; цитрусовые; картофель .

Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень ; яйца ; пророщенные зерна пшеницы; овсяная и гречневая крупы .

Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола ; молоко ; творог ; печень ; сыр ; яйца ; капуста; яблоки; миндаль ; помидоры ; бобовые .

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

В МОУ Г.ГОРЛОВКИ "ШКОЛА № 17" уровень заболеваемости в 2020-2021 уч.г. не превышал допустимого уровня заболеваний учащихся. В среднем составлял 7-8 %, в том числе учащиеся, болеющие ОРВИ - 5-6 %.

Приказ об организации питания в 2020-2021 уч.г.